Загадочные существа - Демонология
Жмара. Существо, «гнетущее» человека.
Домовой, «наваливающийся к худу или к добру», в некоторых районах России именовался «жма», «жмара» (Новг., Олон.) («жмать» означает «жать, давить, сжимать»). Может быть, это название характеризует домового и как существо, принадлежащее к иному миру, миру мертвых, ср.: жмары — жмурки, игра (Яросл.), а также жачки, жмаканцы (Вятск.); жмурик — покойник, умирашка (Смол., Новг., Арх., Орл.) (Даль).
В мире фольклора и народных поверий существует множество загадочных и таинственных созданий, которые носят различные имена и воплощают разнообразные идеи. Одним из таких существ является Жмара. Этот термин часто употребляется в различных культурах, обозначая нечто мистическое, что наносит вред или гнетет человека.
Жмара представляет собой концепцию, сложно поддающуюся определению в силу своей многогранности. Ее характеристики и облик могут отличаться в зависимости от местной традиции и верований. В некоторых культурах Жмара ассоциируется с духами или существами, преследующими людей во сне, приносящими кошмары и тревожащими их покой. В других источниках она изображается как существо, наводящее тень или гнетущее давление на спящего человека, лишая его спокойного сна.
Это понятие прочно вписано в культурную ткань многих народов. В традиционной славянской мифологии Жмара воспринимается как существо, которое пристает к человеку ночью, сидя на груди и мешая дышать, вызывая ужасные видения и бессонницу. Ее существование ассоциируется с некой необъяснимой силой, способной влиять на психику и состояние человека.
Символика Жмары может быть более глубокой, чем просто страх перед кошмарами. Некоторые исследователи считают, что это аллегория внутренних демонов, наших собственных беспокойств и тревог, которые могут мешать нам в реальной жизни, так же как Жмара мешает во сне.
Хотя существуют разные интерпретации и представления о Жмаре, ее наличие в культуре свидетельствует о вечной человеческой тяге к объяснению неизвестного и таинственного. Она служит предметом исследования и вдохновляет фольклористов, психологов и философов на размышления о том, каким образом наши внутренние страхи и темные уголки сознания находят свое воплощение в таких мифических образах.