На феномен "дороги смерти" обращают внимание все, кому приходилось ездить из Кузьминок 348-м автобусом или маршруткой до подмосковного городка Лыткарино. После того как машина сворачивает с Новорязанского шоссе, сразу за деревней Токарево, километра три-четыре дорога идет лесом. Трасса прямая и довольно ухоженная; однако, удивительное дело, на этот отрезок приходится рекордное количество дорожно-транспортных происшествий. Причем все они происходят на правой стороне дороги, если ехать из Москвы.
Попытка разобраться в истоках явления привела к странным результатам. Оказывается, подобные участки существуют и на других московских и подмосковных дорогах.
Скажем, в самой столице найдется несколько мест, где число аварий явно не соответствует сложности трасс и перекрестков. Например, участок Севастопольского проспекта за развязкой, где начинается улица Бутлерова, не случайно прозван «дорогой смерти»; столь же печальной известностью пользуется Бумажная просека в лесопарке Лосиный Остров, а также отрезок Дмитровского шоссе между двумя железнодорожными мостами около кинотеатра «Комсомолец»…
Более того, о странных своей необъяснимостью местах внешне вроде бы нормальных дорог вам могут рассказать едва ли не в каждом регионе страны. Такие участки, где глохнут моторы, останавливаются часы, барахлят приборы, отмечали бывалые водители, к примеру, на подъеме к руднику в Ревде (Мурманская область), на дороге на восток от Линева (Волгоградская область), на старых мостах в Тамбовской, Калужской областях.
В Кодорском ущелье (Абхазия) по узкой горной дороге спешила на задание боевая машина десанта, старшим был капитан Александр Зубарев. Неожиданно, когда БМД-1 с бортовым номером 453 выехала на относительно ровный и широкий участок дороги, тяжелую машину резко кинуло влево прямо к обрыву. С большим трудом водитель и бросившийся ему на помощь капитан вдвоем повернули руль вправо и затормозили. Вытерли холодный пот, осмотрели дорогу. Никаких ям или кочек на ней не оказалось. Вечером той же дорогой возвращались обратно. Вновь машина резко дернулась и буквально повисла над обрывом. К счастью, экипаж уцелел, хотя при резком торможении многие и получили ушибы, ранения.
Спецкомиссия, разбиравшая причины аварии, внимательно осмотрев дорогу, так и не нашла ничего криминального. Варианты диверсии или ошибки водителя отвели сразу. Зато по следам отлично было видно, что БМД и в первый, и во второй раз словно тащила к пропасти какая то непонятная сила.
«Абхазский пятачок» вовсе не единственная в своем роде дорога смерти.
24 декабря 1996 года на дороге Ташкент – Самарканд всего в 25 километрах от конечной цели своей поездки несколько раз перевернулся японский джип. Инженер Адам Саид-Ап и два его друга, которые находились в машине, с большим трудом выбрались на дорогу, где их и подобрали попутные машины. Уже в больнице узнали, что они далеко не первые пострадали на этом небольшом участке дороги. Буквально накануне там же разбился большой груженый «КамАЗ», перед этим – еще один грузовик.
В Польше, недалеко от Тарнова, был отмечен пятикилометровый участок дороги, на котором часто происходят автокатастрофы. Без явных на то причин водители теряют управление, выезжают на встречную полосу движения, заваливаются в придорожный ров. Свои действия ни один из автомобилистов внятно объяснить не способен. Недавнее исследование медиков подтвердило, что именно на этих пяти километрах у водителей резко повышается кровяное давление, меняется ритм сердечной деятельности, причем пульс и ритм дыхания периодически доходят до нуля. Это приводит к кислородному голоданию и кратковременному отключению сознания водителя.
Еще один дорожный отрезок, на этот раз в ФРГ, между Франкфуртом-на-Майне и Мангеймом тоже приобрел печальную известность. За последние пять лет здесь на одном километре произошло несколько десятков аварий, приведших к двумстам с лишним жертвам.
А в Чехословакии после аварии автомобиля, в котором находился видный политический деятель Александр Дубчек, был создан «фонд 88-го километра». Именно на этом отрезке скоростной трассы Брно – Прага лишь за один год было зарегистрировано 395 дорожных происшествий, десять из которых закончились смертельным исходом.
Английские исследователи не поленились собрать данные по всей стране и обнаружили несколько почти однотипных описаний, когда трезвые и опытные водители на абсолютно ровной дороге испытывали неожиданные толчки или даже натыкались на невидимую преграду.
Но почему происходят трагедии? Если дорога извилистая, с крутыми подъемами – тогда более или менее понятны причины аварий, а если нет – то что можно думать? Если на ровном участке «вдруг» глохнет мотор и барахлит радио, если на пятачке возле дороги не хочется останавливаться и в голове только одно необъяснимое желание – поскорее уехать прочь? Как объяснить, почему небольшой участок дороги весь увешан венками и уставлен придорожными крестами в память о погибших здесь шоферах?
Объяснений, как обычно бывает, находится немало. Например, экстрасенсы, лозоискатели и прочие исследователи непознанного полагают, что виной всему так называемые геопатогенные зоны. Оказывается, русла подземных потоков, наличие рудных жил, геологических разломов и прочих земных аномалий приводят к резкому ухудшению самочувствия 15-20 процентов водителей, указывают чешские и швейцарские ученые. А австрийская полиция дает даже автомобилистам на этот счет конкретные советы: обматывать руль кожей или хлопчатобумажной тканью, а на опасных участках держать его одной рукой, с тем чтобы не сработал эффект замкнутого круга.
Впрочем, знакомый инспектор ГИБДД с последним соображением не согласился. «Держать руль, напротив, надо покрепче, – резонно рассудил он, И не спешить домой, свернув с Новорязанской трассы. Участочек шоссе перед самым Лыткарином тут коварный. Кажется ровным, а присмотришься, он идет чуть под уклон. Машина разгоняется – и после низинки подъем срабатывает словно трамплин. На скользком шоссе при невнимательном вождении и „улететь“ с дороги недолго. А за кюветом ели да березы многолетние. Вот водители и бьются».